Россия, Москва

История возникновения клейма

slide12

Наиболее древним клеймом, дошедшим до нас, является так называемое «городское клеймо», которое гарантировало отсутствие примесей в благородном металле. Такой оттиск ставился на ювелирные изделия в Париже (с 1272 года) и в Лондоне (с 1300 года). Клеймо наносилось особым ремесленником – цехмейстером пробирного дела – как свидетельство проведенной проверки. Знак города чаще всего представлял городской герб или начальные литеры города.

Позднее в оттиске клейма стали указывать чистоту металла и год. Эти годовые литеры, указывающие срок полномочий мастера пробирного дела, во Франции и Англии были введены в XV веке, а в Германии – только в XVIII. Наряду с этими пробирными знаками часто выбивалось и клеймо мастера, что можно считать первым именником. Этим клеймом, которое появилось в Европе (во Франции, Англии и Германии) в XIV веке, мастер как бы предоставлял гарантию качества своей работы.

Особого внимания заслуживает французская система клеймения. Зародившись в позднее Средневековье, она существует и поныне. Ее основное отличие – обилие различных клейм. В отличие от других стран маркировка ювелирных украшений во Франции отличается постоянными переменами в законодательстве и, соответственно, постоянным процессом учреждения новых и упразднения старых типов маркировки. Клейма этой страны представляют собой наиболее многогранную, развернутую и самую сложную среди европейских государств систему маркировки. Оттиски «французского» клейма по конфигурации и оригинальности постепенно превратились в миниатюрные произведения кузнечного искусства с широким диапазоном изображенных персонажей и образных символов.
В России история клеймения прямым образом связана с процессом образования русского национального рынка.

Клеймение золота и серебра проводилось в XVII веке в Москве в Серебряном ряду – единственном месте, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. Определение качества металла производилось способами, применявшимися еще римлянами и греками в глубокой древности: по изменению цвета сплава или металла при накаливании на огне, его также проверяли на пробирном камне.

Первое известное клеймо относится к 1651-1652 году. С этого времени до 1684 и позднее с 1700 по 1740 год основное изображение на московских клеймах – двуглавый орел в различных начертаниях.
Именные клейма ювелиров появились в Российской империи в 1700 году. Именные клейма играют значительную роль в истории ювелирного дела, в сохранении традиций. Благодаря наличию клейма на изделиях исследователи идентифицировали многих незаурядных мастеров, которые вывели ювелирное дело России на новый уровень и создали немало вещей, которые по праву могут считаться произведениями искусства. Сегодня клейма также позволяют установить подлинность антиквариата при оценке предметов старины.

В начале 1720-х годов в обиходе появились клейма с инициалами пробиреров. С 1730-х они порой ставились вместе с датой. Первое московское клеймо, изображающее двуглавого орла с российского герба, использовалось до 1741 года, пока его не сменил герб Москвы – Георгий Победоносец. Городские гербы присутствовали на местных клеймах. Это изображение в щитках различной формы, с датой и без даты. С 1741 года именник пробирного мастера отделяется от годового клейма и состоит из двух букв латинского шрифта.

Мастера были обязаны ставить свои клейма-именники до предъявления изделий государственному пробиреру. Клейма с двумя или тремя начальными буквами имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различными начертаниями букв.

В XIX веке самой привилегированной частью сообщества ювелиров считались те, кто работал на императорскую фамилию. Звание придворного поставщика позволяло использовать государственный герб империи в рекламных целях и при клеймении. Таким образом, именно клеймо отличало придворного поставщика и выделяло его изделия среди множества других. Получить почетное звание было непросто: в списке придворных поставщиков, составленном министром финансов в 1862 году, значилось только три ювелира.

Одним из таких мастеров, заслуживших право ставить на свои изделия клеймо с изображением государственного герба, был Карл Фаберже, имя которого давно стало символом ювелирного искусства самой высокой пробы. Изделия фирмы Фаберже являются жемчужинами государственных и частных коллекций, продаются на известных аукционах и дорожают с каждым годом.

Изделия Фаберже имели фирменное особое клеймо. Фигурки животных и птиц с золотым или серебряными лапами и клювами клеймились именно на этих деталях. То же самое относится к цветочным композициям: они считались хрупкими и клеймение могло их сломать, поэтому клеймо проставлялось на вставках из драгоценных металлов.
Фаберже тщательно следил за маркировкой своих произведений. Но клейма не наносились на очень мелкие изделия (на которых не было места для клейма), на украшения из платины (их клеймение по тогдашнему закону было необязательным). Не маркировались также фигурки животных, цветочные композиции, поделки из камня.

Например, в силу уникальности и тонкости работы на знаменитые пасхальные яйца императорской серии клейма фирмы Фаберже не ставились. Но именно эти произведения ювелирного искусства приобрели для Фаберже имиджевый характер, став одним из главных символов всей его творческой биографии. Тем не менее на изделиях фирмы Фаберже проставлялось и государственное пробирное клеймо.
Известные ювелиры дореволюционной России также ставили на изготовленных ими изделиях государственный герб и гарантийное клеймо Российской Империи. Уже тогда пробирное клеймо воспринималось в качестве составляющей бренда, повышающей доверие потребителя к изделию, наряду с брендом самого ювелира.

В художественной культуре второй половины XIX — начала ХХ века выдающуюся роль сыграло «Товарищество Ивана Хлебникова». Мастера этой ювелирной фирмы неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для Московского Кремля благодаря сочетанию высокого профессионализма и оригинальности замыслов, знанию национальных традиций. С фабрики московского купца первой гильдии Ивана Петровича Хлебникова, его сыновей и компаньонов золотые и серебряные изделия шли ко двору российского императора и к королевским дворам Европы, направлялись на международные и всемирные выставки, где завоевывали самые высокие награды. В 1879 году Хлебников получил разрешение именоваться поставщиком российского императорского двора и изображать государственный герб на вывеске.
Фирма «САЗИКОВЪ», одна из старейших ювелирных фирм России, основанная в 1810 году, получила высочайшее дозволение именоваться придворным фабрикантом серебряных изделий в 1837 году. Клейма фирмы, содержащие в своем составе изображение двуглавого орла, появились на изделиях позднее – в 1842 году. Изделия раннего периода деятельности фирмы были церковного и светского назначения. На изделиях ставилось развернутое клеймо мастерской, а также клеймо пробирной палаты.
Подводя итог, стоит отметить, что пробирное клеймо на изделии – это традиция с более чем 300-летней историей, значение которой подчеркивает использование клейма известнейшими русскими ювелирами 19 века.